Общее·количество·просмотров·страницы

Полезная информация для родителей

Чем занять ребенка во время карантина?

Возможностей для занятий с ребенком во время карантина на самом деле довольно много.

Начнем с того, что прогулки на улице при хорошей погоде никто не отменял. А это значит:

Уличные игры. При наличии снега можно кататься на санках и играть в снежки. Подойдут многие подвижные игры: прятки, салочки, игры в мяч. Важно учесть, что все время на улице ребенок будет много двигаться, а значит, не нужно слишком тепло его одевать. Одежда должна быть легкой и не стеснять движений, хорошо задерживать тепло и впитывать влагу.

Лыжи и коньки. При наличии автомобиля ребенка можно возить на занятия в горнолыжной школе или кататься на коньках на свежем воздухе. Поездки в общественном транспорте во время эпидемии лучше сократить, а то и вовсе исключить.

Прогулки на природе. При хорошей погоде и наличии собственного автомобиля самое время побывать в лесу. Превратите вашу прогулку в познавательный процесс. Понаблюдайте, какие птицы живут в лесу, рассмотрите следы на снегу, вспомните уроки по ориентированию на местности.

Не забывайте, что это карантин, а не каникулы. Следовательно, дети отстанут от школьной программы, а потом им придется нагонять. А значит, посвятите время учебному процессу. Наверняка учителя задают на время карантина подготовить какой-то материал, а если нет – повторить. Найдите с ребенком в интернете дополнительную интересную информацию по пройденному материалу, посмотрите видеоуроки на образовательных ресурсах или документальные фильмы, которые расширят познания ребенка в рамках школьной программы. Если у ребенка есть трудности в изучении каких-то предметов, сейчас есть возможность позаниматься с репетитором по Skype.

Некоторые занятия в кружках и студиях будут продолжаться. Их можно посещать, если группа небольшая, и там проводится профилактика простудных заболеваний. Можно также объединяться с несколькими мамами и по очереди сидеть с детьми.

Если ребенок сидит дома, также можно придумать для него массу развлечений:

коллаж желаний из вырезок старых журналов. Это, во-первых, будет интересно ребенку, во-вторых, займет его на длительное время, в-третьих, позволит вам узнать многое о его внутреннем мире;

чтение книг. Договоритесь с ребенком, что за время каникул он прочтет книгу, которую сам выберет. Но не заставляйте его. Предлагайте читать каждый день, но с последующим "вознаграждением": "Ты сейчас почитай столько-то страниц, а потом мы с тобой поиграем в игру";

настольные игры. Найдите время поиграть с ребенком в его любимую настольную игру; занятия творчеством. В интернете можно найти мастер-классы по хенд-мейду. Спектр их огромен: аппликации, вышивки, изготовление кукол-мотанок, декупаж, поделки из бумаги, ткани, глины и прочих материалов, изготовление домашнего мыла и т.д.;

кулинарные мастер-классы. Освойте с ребенком приготовление новых блюд;

просмотр фильмов. Поищите в интернете фильмы, которые можно смотреть с детьми. Но не смотрите больше одного фильма в день с ребенком постарше, для младшего школьника достаточно 30-40 минут;

совместные занятия физкультурой. Физическаянагрузка будет полезна и детям, и взрослым. Если у вас двое детей, устройте веселые домашние соревнования. Но вовсе не обязательно развлекаться по какому-то заранее определенному сценарию, можно устроить какие-то спонтанные развлечения в виде обнимашек, катаний по кроватям, боя подушками и т.д.

Дети подросткового возраста, как правило, сами себя развлекают. У подростков есть свои чаты в соцсетях, в которых они общаются с друзьями. Важно лишь установить лимит на посещение интернета. 

Безопасные новогодние каникулы

Осторожно фейерверк

Что делать, если ученик боится школы?


Тяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных детей вновь появляются уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.
Школа для детей — основной социум. С ней связана масса обязанностей и желаний. Неудивительно, что здесь концентрируется и большинство страхов. Один ученик неуверен в себе и опасается поднять руку, другому трудно общаться с одноклассниками. Нередко возникает страх перед проверочной работой, и довольно часто школьники, особенно младшие, боятся учителя. Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты.
Сам по себе страх не всегда однозначно вреден. Он избавляет нас от излишнего риска, помогает адаптироваться к ситуации. Но порой тревога становится постоянной и сильно осложняет жизнь. Тогда необходимо обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние ребенка и задуматься о причинах его ухудшения.
Страх или волнение?
Слово «боюсь» для детей не всегда означает страх. Так ребенок может называть и другие ощущения: «Мне не хочется», «Я волнуюсь». Помогите сыну или дочери понять свои чувства. «Когда это действительно школьный невроз, его проявления (депрессия или агрессия) усиливаются в период учебы, — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Если в каникулы состояние улучшается, ребенок увлеченно обсуждает разные темы, но при этом отторгает все, что связано со школой, — это повод внимательно присмотреться к ситуации».
Кто чаще боится
Проще всего свалить проблемы на излишне придирчивого учителя. Так бывает, конечно, но чаще причины гораздо глубже. Важно обратить внимание на отношения дома. Тревога, как росток, который попадает в подготовленную почву, развивается, когда снижена психологическая защита. Она формируется в семье.
Тревожная "рассада":
1. Постоянное родительское недовольство. Тогда ребенок вечно ждет неприятностей, возникает неуверенность в себе. Такие дети могут бояться всего.
2. Завышенные требования. Повышенная требовательность лишает ребенка комфорта: его не понимают даже в семье. Появляется чувство неполноценности. Людмила Аншакова, психолог: «Дети боятся того, за что их могут наказать. Тем не менее возникает желание нарушить запрет, и получается замкнутый круг. Образ родителей в школьных дверях или другая авторитетная фигура (учитель) выглядит пугающе. Появляются специфические страхи (закрытых дверей)».
3. Гиперопека. Детям, не привыкшим самостоятельно принимать решения, непросто в коллективе сверстников.
Практика
1.Если страшно идти в школу
Так часто бывает после каникул или болезни. Предложите сыну или дочери договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.
2.Если страшно поднять руку и выйти к доске
Часто родители уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?» — комментирует Людмила Аншакова.
3.Страх ответить неправильно
Учите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.
4.При волнении
Объясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.
5.Перед контрольной
Не преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).
6.Если ученик боится учителя
Бывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из родителей — учеником.
7.При неуверенности
Родительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.
8.При сложностях в общении
Приглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.
9.Для всех ситуаций
Справиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план, — объясняет психолог Людмила Аншакова. — Родители рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».
10.Анатомируем страхи
Проговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.





Почему ребенок устает в школе?

Не только к концу учебного года, но и вообще, на первых порах обучения ваш сын или дочка могут на уроках скучать, пропуская мимо ушей многие слова педагога, а то и вовсе игнорировать требования, которые к нему, первокласснику, предъявляют. В чём причина?
Это может быть, во-первых, неинтересное изложение предмета, и тут во многом – вина учителя, напрочь отвергающего творческий подход, импровизацию и шутку, способных снять напряжение и разрядить обстановку в классе. Монотонный, менторский тон, окрики и придирки отбивают охоту к учёбе даже у самого любознательного первоклассника. Но не стоит, конечно, огульно обвинять учителей – среди них немало грамотных мастеров этого нелёгкого дела…Следует принять во внимание и индивидуальные особенности психики: одни дети усваивают материал постепенно, небольшими порциями, другие же способны схватывать его «на лету», но имеют слабую память и быстро всё забывают, третьи… Словом, неподвижно сидящий и внимающий с открытым ртом, всё запоминающий и выдающий стопроцентные знания ребёнок, – большая редкость. Не все в состоянии и быстро сориентироваться в требованиях педагога, проявлять активность в ответах. Вот и получается, что менее уверенный в себе первоклассник постепенно ещё больше замыкается в себе и перестаёт верить в собственные силы. Результат несложно предвидеть: утрата интереса к учёбе, усталость, усиливающаяся к концу года.

И это ещё не все причины! Самостоятельно разобраться, почему ваш сын или дочка с такой неохотой идут в школу, подчас бывает довольно трудно. Поможет школьный психолог, который и очертит круг возможных проблем, и подскажет, как их решить. Но всё же вот некоторые советы, как помочь вашему ребенку.
Следите за сном вашего первоклассника – он должен ложиться не позже 21 часа. И никаких ужастиков или игр в «стрелялки», да ещё с монстрами поздним вечером! Спать он должен не менее 11 часов в сутки. Наверное, вы и по себе знаете, как тяжело вставать, приводить себя в порядок и работать в «невыспавшемся» состоянии. Что же тогда говорить о малыше!

Вряд ли мы откроем Америку, говоря и о
необходимости прогулок и подвижных игр на воздухе. А ведь некоторые родители заботятся лишь о духовном (иностранные языки, музыка и т.д.) воспитании. И что толку, если ваше чадо будет умным и интеллектуально не по возрасту развитым, но хилым и болезненным? Не стоит уповать лишь на уроки физкультуры – вы должны понимать, что полутора-двух часов в неделю катастрофически мало, поэтому ваш долг – способствовать восполнению этого пробела. Как? Не поощряйте долговременное сидение перед телевизором или компьютером, не заставляйте, чуть ли не силой, по нескольку часов кряду играть на скрипке или зазубривать английские слова. Приобщите ребёнка к совместным походам, утренним пробежкам или посещению бассейна.

Не забудьте, что 90 % информации об окружающем мире мы получаем посредством зрения. Иногда вялость, нежелание учиться вызваны неважным освещением в классе или дома в том месте, где расположен письменный стол. И, хотя всех малышей перед школой проверяет окулист, всё же не обнадёживайтесь положительным результатом и
позаботьтесь о хорошем освещении. Свет должен падать слева, а ребёнок не должен наклоняться слишком низко над столом или, напротив, сидеть, как штырь, не сгибая спины. По мнению окулистов, расстояние между глазами и тетрадью или книгой должно составлять 30-35 см.

Ну, и, пожалуй, последнее. Если вы «хотите» надорвать психику ребёнка, а заодно и себе изрядно потрепать нервы, как можно чаще кричите на своего первоклассника. Заставляйте его, а лучше всего, с помощью ремня, садиться за уроки, сидеть дома за книгой, наказывайте лишением прогулок, и побольше ругайте, ругайте… «Думайте сами, решайте сами» – и, в конце концов, может быть, поймёте всю пагубность такого стиля взаимоотношений… Зато благосклонность, вкупе с добрым советом и заботой, способны превратить вашего первоклассника из затурканного и усталого существа в резвого и активного, каким и полагается быть ребёнку в этом возрасте.



Нужен ли ребенку репетитор?

 В жизни каждого родителя однажды может встать вопрос: «Нужны ли моему ребенку дополнительные занятия?». И многие склоняются к мнению, что даже при хорошей успеваемости частные уроки с репетитором для ученика не будут лишними.         
В каких случаях необходимо заниматься с репетитором?
Частные занятия с квалифицированным педагогом – это масса дополнительных возможностей и умений для любого человека, это то, что делает его на уровень выше его сверстников и помогает с успехом бороться с конкуренцией за место под солнцем.  
Существует ряд преимуществ занятий с преподавателем: 
  • Индивидуальный подход. Каждый ученик усваивает учебный материал по-разному – для того, чтобы понять тему, кому-то достаточно ее прослушать, кому-то записать конспект, а кому-то еще и прочесть его раз десять. Именно поэтому важно, чтобы частный педагог умел найти верный способ преподавания для вашего ребенка.
  • Свободное выражение мыслей. Бывают дети, неспособные хорошо отвечать пройденный материал перед всем классом или стесняющиеся выражать свое собственное мнение. С дополнительными занятиями данная проблема исчезает. Так, к примеру, частный репетитор по литературе, помимо того, что полностью выслушает учащегося, также поможет ему правильно и красиво выражать свои мысли.
  • Дополнительный материал. Помимо школьной программы существует еще масса учебного материала, которая по каким-то причинам не изучается вовсе или рассматривается, но в последующих классах. Например, на своих занятиях репетитор по русскому языку так умело преподнесет тему, что в дальнейшем ученик любого возраста сможет превзойти своих сверстников грамотностью и богатством словарного запаса.           
Когда следует отказаться от дополнительных занятий с преподавателем?  
  • Неподходящий метод подачи материала. Какой бы интересной ни была изучаемая тема, если репетитор не способен преподнести ее интересно и захватывающе, у ребенка может моментально пропасть всякое желание обучаться.
  • Нарушение личного пространства. Каждый учитель должен придерживаться педагогической дистанции и заниматься лишь тем, за что ему платят деньги. То есть, если репетитор большую часть занятия рассказывает ребенку про свои приключения в молодости или наоборот, расспрашивает ученика про его личные дела, и совсем немного затрагивает тему урока – немедленно меняйте педагога. 
Важно понимать, что не стоит игнорировать желание самого ребенка относительно дополнительных занятий. Идеальным обстоятельством было бы, если учащийся сам пришел к мысли о важности посещения репетитора и осознанно подходил к этому вопросу.
 
Как найти хорошего репетитора?
Сегодня, в век современных технологий многие дети нацелены на получение хорошего образования, поскольку в будущем хотят занимать достойные высокооплачиваемые должности. Помимо основного образования многие дополнительно занимаются изучением иностранных языков и компьютерных программ. Безусловно, это большая нагрузка на ребёнка, однако хороший репетитор знает правильный подход для получения нужного результата обучения, особенно если нужно сделать упор на несколько предметов.

Итак, если ребенку требуется репетитор по химии можно поискать его среди преподавательского состава школы, но только не той, в которой учится ваш ребёнок. Если учитель не смог донести материал на уроке, скорее всего, ученик его снова не усвоит, даже если объяснить несколько раз, ведь подход будет один и тот же. Кроме того, существует вероятность, что преподаватель будет ставить ребёнку более высокую оценку, которую он не заслуживает, стараясь показать свой профессионализм. Однако это не пойдёт на пользу ученику.
У студентов, подрабатывающих репетиторством, есть свои плюсы. Разница в возрасте минимальна, и позволяет наладить доверительные взаимоотношения, выбрать эффективный метод обучения.

Что касается длительности занятий, не стоит сразу перегружать ребёнка. После одного-двух уроков репетитор сможет оценить способности ученика. Поинтересуйтесь примерным планом обучения. При его отсутствии – ищите другого педагога.

Присмотритесь, как складываются отношения между учеником и репетитором. Хорошее взаимопонимание – половина успеха. Но для большей эффективности дополнительных занятий детские психологи рекомендуют активным детям выбирать строгого преподавателя с чётким голосом. Застенчивому ребёнку лучше выбрать преподавателя с мягким тембром голоса.
Для учеников выпускных классов основная задача – успешная сдача ЕГЭ, которая обеспечит поступление в ВУЗ. Отнеситесь с недоверием, если, к примеру, репетитор по русскому языку, ещё на стадии предварительных переговоров обещает стопроцентный результат и поступление в ВУЗ. Подобные обещания бессмысленны без учёта личности, уровня подготовки и способностей ребенка.

Большинство ВУЗов осуществляет приём студентов только по результатам ЕГЭ. Это снижает ценность университетских преподавателей как репетиторов. Раньше именно от их решения зависело поступление, что и вызывало соответствующий спрос. А сейчас лучше искать репетитора в центрах по подготовке к единому экзамену, поскольку педагоги центров знают об особенностях сдачи ЕГЭ, могут сконцентрировать усилия на более важных моментах.




Что делать, если ребенок не хочет учиться?


Психология отношений с детьми - наука для родителей. Любой родитель обрадовался бы, если его ребенок был бы отличником, шел в школу с радостью и легко воспринимал предлагаемый материал. Но нередко у школьников появляется нежелание учиться, они прогуливают школу и получают неудовлетворительные оценки. Такое поведение характерно для школьников любого возраста, и нежелание учиться со временем может только усилиться. Так почему же ребенок не хочет учиться и ходить в школу?
1.Ребенок морально не готов идти в школу. Именно поэтому у него наблюдается рассеянность и забывчивость. Ребенок может забыть дома учебник или забыть записать домашнее задание. Это часто случается после каникул, со временем ребенок втягивается в рабочий процесс.
2.Учебная нагрузка данной школы не подходит для вашего ребенка, она очень велика. Вы делаете домашние задания вместе с ребенком, а он все равно получает плохие отметки, значит нужно рассматривать вариант найма профессионального репетитора или перевода вашего отпрыска в другую школу.
  1. Ребенку интеллектуально некому подражать. Если мама и папа не читают, не развиваются интеллектуально, то ребенок начинает подражать родителям.
  2. Неблагоприятная атмосфера в семье. Постоянные ссоры, конфликты в семье делают ребенка замкнутым, нервозным, а это ведет к понижению мотивации в обучении и замедлению интеллектуальных процессов.
  3. Плохая компания. Не зря многие родители опасаются, что их сын или дочь общаются с двоечниками или со сверстниками, которые отличаются не самым лучшим поведением. Действительно плохая компания отрицательно влияет на обучение и поведение школьника.
  4. Расстройства дидактогенного свойства. Такие расстройства проявляются у многих школьников и выражаются в сильном волнении, болях в животе, головных болях, а также в полном забывании учебного материала. Даже если дома ребенок знает все на зубок, в школе, волнуясь, он может забыть весь выученный материал. Такие нервные расстройства бывают из-за некорректного поведения, как родителей, так и учителей. Например, учитель может высмеять ученика перед всем классом. Сверстники и сам учитель это со временем забудут, а у обсмеянного школьника появится сразу же нежелание учиться и море комплексов.
  5. Плохая память или неразвитое мышление. Ребенок плохо усваивает материал, постоянно все забывает, не может правильно выразить свои мысли. Здесь родителям нужно работать основательно с ребенком, помогая ему улучшить память. Можно вместе учить стихи и пересказывать рассказы, сказки, истории.
  6. Отсутствие способностей к определенному предмету. В этом случае помогут только дополнительные занятия с ребенком. Если родители сами не в силах разобраться в том или ином предмете, лучше нанять репетитора, который будет заниматься с ребенком индивидуально, разъясняя все непонятные моменты.
  7. Гиперактивность. Ребенок очень подвижен, не хочет ни минуты сидеть на месте, отсюда и неусидчивость. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где бы он выплескивал лишнюю энергию.
  8. Ребенок неуправляем, грубит учителям и родителям. Возможно, у ребенка личные проблемы. Родителям нужно понаблюдать за ребенком, чтобы выяснить причину, а потом поговорить по душам.
  9. Умственная отсталость. Возможно, ваш ребенок болен, поэтому он неуспевающий. В любом случае, такие диагнозы может ставить только психиатр.
  10. Уроки перестали быть интересны ребенку, именно из-за этого ему надоело ходить в школу. Вероятно, ваш ребенок по развитию обгоняет своих сверстников, много читает, обладает достаточными знаниями и его просто не заинтересовывают уроки, так как весь этот материал он уже изучил самостоятельно. Поговорите с учителями, пусть они задействуют вашего ребенка в проведении уроков, поручают ему готовить доклады, проводить семинары.
  11. Плохие отношения с одноклассниками или учителями. Присмотритесь внимательно к своему ребенку: есть ли у него друзья, как говорит о нем учитель на родительских собраниях. Не пропустите главного звоночка в поведении вашего чада. Ведь иногда плохая психологическая атмосфера в школе приводит к нервным срывам ребенка, а в самых крайних случаях - к суициду.
  12. Плохая успеваемость во всем классе. Ребенок не хочет выделяться из общей массы и быть «белой вороной». Выход – перевести ребенка в другой класс.
  13. Ребенок специально плохо учится назло родителям. Если родители часто сравнивают своего ребенка с каким-то мальчиком или девочкой, которые успевают в учебе лучше, чем он, у ребенка появляются комплексы. И он начинает показывать характер. Нужно поддерживать ребенка во всех его успехах, пусть даже небольших, только тогда у него выработается уверенность в своих силах.
  14. Накопилась усталость. Дети очень восприимчивы к стрессу. Под конец учебного года, кажется, нужно только закрепить весь пройденный материал, а они становятся вялыми и неактивными. Дайте ребенку мотивацию, скажите, что после учебы он сможет отдохнуть вместе с вами на море, либо поехать туда, где он хочет побывать.
  15. Медлительность, застенчивость. Возможно, ваш ребенок по психологическим особенностям личности немного отличается от сверстников. Со временем это проходит. Если вас это сильно беспокоит, отведите ребенка к психологу. Для ребенка будут полезны психологические тренинги, где он будет среди детей с такими же проблемами.
  16. Появилась зависимость от компьютера или телевизора. Дети наиболее подвержены этой зависимости. Ограничивайте время проведения за компьютером или у телевизора.
  17. Причину невозможно установить. Внешне все хорошо, а ребенок все равно не хочет учиться.

Чтобы устранить причину, по которой ваш ребенок не хочет учиться, надо вникнуть в психологию отношений с детьми, эту причину точно определить и найти техники для увеличения мотивации, мышления, памяти и развития способностей. В этом вам помогут детские психологи, а также тренинги и семинары, проводящиеся специально для родителей, а также советы других мам на форуме, например, пермских icon smile Если ребенок не хочет учиться  Там такая теплая атмосфера, добрые, участливые собеседницы. Общение на этом ресурсе может оказаться не только полезным, но и весьма приятным
 занятием.

http://buter-brot.ru/

Любимые и нелюбимые школьные предметы.

Всем известно, что у каждого ребенка есть любимые и нелюбимые предметы. 
Всем известно, что у каждого ребенка есть любимые и нелюбимые предметы. Но одно дело, если ребенку не нравится какой-то предмет, но он понемногу учит и старается что-то запомнить, и совершенно другое, когда малыш открыто игнорирует этот предмет, не собираясь ничего учить или запоминать. А можно ли, например, нелюбимую географию превратить в любимую и интересную. Можно. Но для этого нужно приложить определенные усилия, настойчивость и твердость, ведь возможно придется объяснять малышу о населенном пункте под названием город Капшагай или климатических особенностях курортов, на которых он так мечтает побывать. 
В первую очередь вы должны выяснить, как зародилась нелюбовь школьному предмету. Возможно, окажется, что причина лежит на поверхности, и вы с легкостью сможете ее устранить. Надо просто поговорить с ребенком откровенно, возможно какая-то ситуация и стала началом этой «нелюбви» (слова учителя, конфликт с одноклассниками по этому поводу или что-то еще). Просто придется поискать совместный выход из сложившейся ситуации, тогда и проблема решится, и предмет станет более увлекательным. 
Постарайтесь заинтересовать малыша. Практически по любому школьному предмету в книжных магазинах есть куча литературы, которая дает необходимые базовые знания в простой понятной форме. Ознакомившись с такой книгой, малыш с легкостью разберется с тем, что ему раньше было чрезвычайно сложно и неинтересно.

Советы родителям пятиклассников.
Когда  ребёнок  переходит  из  начальных  классов  в  среднюю  школу,  многое  в
его  жизни  меняется.  Для  некоторых  детей  такой  переход  является  довольно
сложным.
Процесс перехода в среднюю школу, и прежде всего  приспособления к новым
учителям,  не  всегда  проходит  гладко.  Порой  возникают  трения.  Каждый  новый
учитель  вызывает  у  детей  большой  интерес.  Они  внимательно  наблюдают  за  ним,
отмечают все  его  недостатки, сравнивают со своим  первым  учителем и с другими
учителями.  У  каждого  учителя  своя  манера  поведения,  свой  стиль  объяснения
материала, свои требования и особое отношение к ученикам, и к этому всему детям
необходимо приспособиться как можно скорее.  Это довольно трудно, особенно для
тех  учащихся,  у которых  есть  какие-то дефекты  учебной деятельности (явные  или
скрытые).  От  того,  как  учитель  реагирует  на  это,  зависит  и  отношение  ребенка  к
учителю.  Так  появляются  любимые  и  нелюбимые  учителя  и  с  ними  любимые  и
нелюбимые  предметы,  потому  что  у  учащихся  5-6  классов  отношение  к  учебному
предмету зависит от отношения с учителем и отметок, которые он ставит. Понятно,
что  часто  основы  глубокого  интереса  к  какому-нибудь  предмету  или,  наоборот,
нелюбовь и нежелание заниматься чем-то лежат в начале средней школы.
Почему  так  часто  при  переходе  в  среднюю  школу  ребёнок  в  одночасье  из
умницы  превращается  в  троечника  и  хулигана?  Ответ  на  этот  вопрос  кроется  в
психологии детей.
Три-четыре года начальной школы дети занимались в особой, почти домашней
обстановке. Каждый день они приходили в один и тот же класс, встречались с одним
и  тем  же  человеком  –  первой  учительницей,  которая  была  абсолютным,
непререкаемым  авторитетом,  иногда  даже  большим,  чем  авторитет  родителей.  И
вдруг всё изменилось: другая обстановка, другие требования и условия. Классов уже
не  один,  а  много,  учителей  тоже  стало  немало  –  по  числу  предметов.  Учебная
нагрузка выросла, новые требования, большой объём новой информации…  Ребёнок
не  может  не  реагировать  на  такую  стрессовую  ситуацию.  У  него  включаются
защитные механизмы: повышается тревожность, растет агрессия.
Не стоит списывать со счетов и то, что в этом возрасте ребёнок переходит в
другую  возрастную  группу,  у  него  меняются  психологические  потребности.  Дети
начинают осваивать социальное пространство.
Педагоги  недаром  считают  пятый-шестой  класс  самым  сложным  возрастом.
Это  время  некоторой  растерянности  ребёнка:  он  ещё  не  понимает,  кто  он,  как
относится  к  окружающей  действительности  и  людям.  От  тесного  контакта  с
родителями  и  взрослыми  он  начинает  поворачиваться  лицом  к  коллективу,  но
способа эффективного взаимодействия со сверстниками ещё нет. В 10-11 лет ещё  не
выработаны  нормы  правильного  социального  поведения,  и  дети  часто  бывают
беспощадны, даже жестоки в  своих  оценках и  поступках. Ребёнок в этом возрасте
ещё не может поставить себя на место другого.
Когда же ребёнок начинает искать себя в этом мире, его поиски выражаются в
выяснении  норм  и  правил,  существующих  в  обществе.  Ребёнок  познает  их  на
практике  и  …  старается  изменить:  например,  ваше  благовоспитанное  чадо  вдруг
начинает самозабвенно врать, грубить  учителям или вообще прогуливать  уроки. С
одной  стороны,  такое  поведение  вызвано  недостатком  самостоятельности,
неумением  принять  ответственное  решение,  а  с  другой,  как  ни  парадоксально,
желанием быть хорошим. Ведь если урок не выучен, самое простое  –  его прогулять,
чтобы  никто  не  узнал  о  твоем  «грехе».  А  грубость  –  это  стремление
самоутвердиться  и  найти  наиболее  комфортную  для  себя  нишу.  Вдруг  взрослые
попадутся?  И  иногда  действительно  получается:  родители  или  педагоги  начинают
смягчать  требования.  Но  ни  к  чему  хорошему  это  не  приводит,  потому  ребёнок
начинает пробовать двигать границы  дозволенного ещё  дальше. С другой стороны,
если всё без исключения запрещать, в 13 лет все правила будут просто сметены из
чувства протеста. Поэтому требования со стороны родителей должны быть чёткими,
неизменными,  но  их  должно  быть  ограниченное  количество,  чтобы  ребёнок  мог
удержать их в сознании.
Что и говорить  –  не только дети тяжело переживают переход к новой жизни.
Часто новые проблемы возникают и у родителей. Если раньше, в начальной школе,
они получали всю информацию  о своем ребёнке  от одного  учителя, то теперь они
вынуждены  получать  её  от  разных  учителей.  Иногда  эта  информация  бывает
довольно  противоречивой:  например,  учитель  математики  считает  ученика  очень
способным,  внимательным  на  уроках,  ответственным,  а  учитель  литературы  –
лентяем  и  бездельником.  Родителям  приходится,  сопоставляя  эти  противоречивые
факты, искать причины такого разного отношения ребёнка к учебным предметам.
Некоторые родители считают, что учитель всегда прав, поэтому не стремятся
разрешить ситуацию, а просто требуют от ребёнка «исправления». Такое решение не
очень эффективно, ведь часто причина плохого отношения школьника к предмету,
отсутствие  интереса  к  нему  заключается  не  в  самом  ребёнке,  а  в  недостаточном
профессиональном мастерстве педагога, его личных качествах.
Памятуя о сказанном, родителям  пятиклассников ни в коем случае не следует
бросать  своих  детей  на  произвол  судьбы.  Нужно  постоянно  следить,  как
складываются  их  отношения  с  новыми  учителями,  как  отражаются  они  на
отношении  к  преподаваемым  ими  предметам.  Ребёнка  необходимо  поддерживать,
одобрять, помогать преодолевать трудности, вызванные необходимостью адаптации
к  разным  требованиям  учителей.  Возможно,  некоторым  детям  в  первое  время
потребуется даже большая помощь родителей, чем в третьем классе, несмотря на то,
что  ребёнок  умеет  заниматься  самостоятельно.  Если  в  ходе  учебной  деятельности
выявляются  какие-то  проблемы,  их  следует  по  возможности  сразу  же  решать,
поскольку  эти  проблемы  обычно  имеют  тенденцию  накапливаться  и  все  более  и
более усугубляться.
Универсального  решения,  понятно,  не  существует.  Но  однозначно  от
родителей  требуется  много  внимания,  поддержки,  иногда  просто  разговоров  с
ребёнком.  Ведь  в  самом  начале  пятого  класса  у  него  ещё  сохраняется  «инерция»
рассказывать родителям о прошедшем учебном дне. Постарайтесь использовать это
время  с  максимальной  эффективностью  для  того,  чтобы  помочь  ребёнку  снять
напряжение и стресс.
Нередко  именно  на  этом  этапе  требуется  помощь  специалиста,  специальные
коррекционные программы, помогающие преодолеть психологические проблемы. И
учтите: это ни  в коем случае  не  значит, что ваш ребенок болен!  Корректирующие
программы  не  лечат,  они  именно  учат  детей  преодолевать  стрессовые  ситуации  и
восполняют те пробелы, которые возникли в прошлом: тот же недостаток внимания
со  стороны  взрослых,  низкая  самооценка  как  результат  недостатка  уважения  и
прочее.
http://school7poronaisk.ru/PsihSopr/Roditel/Roditeljam_pjatiklassnikov.pdf

2 комментария: